Сомова Светлана Николаевна
НОД "Время листопада".Тема: «Время листопада». (форма проведения – целевая прогулка). Пояснительная записка. Ивановская земля – родина замечательных народных мастеров, поэтов, писателей. Из такого огромного духовного наследия нам необходимо выбрать то, что ближе и понятнее детям. Ведь будущее страны зависит от культуры ее граждан, от верности идеалам добра, красоты, гуманизма. Все эти идеалы формируются в процессе приобщения детей к искусству родного края, его народным традициям, природе. Данное занятие способствует решению части поставленных задач. Используя способ рассказа, воспитатель в доступной и интересной форме знакомит детей с природой родного на примере изучения лиственных деревьев; с красотой осеннего пейзажа; с народным творчеством. Игровые приемы позволяют детям закрепить новый материал без особых усилий. Знакомство с произведениями наших земляков: К. Бальмонта и В. Баркова, воспитывает чувство гордости за малую родину. Это занятие нашло отражение в дальнейшей работе с детьми на занятии по рисованию, в совместной деятельности взрослого и ребят, в игровой деятельности. Цель занятия: обобщение знаний детей об осени. Задачи. Образовательные: формировать у детей интерес и любовь к родной природе, учить любоваться красотой осенних листьев. Уточнить, что время листопада у березы, липы, рябины наступает по-разному. Познакомить детей с поэтическими представлениями русского народа об осени, со стихотворением К. Бальмонта, с русскими пословицами и приметами. Развивающие: способствовать развитию речи детей,обогащать активный словарь детей прилагательными: рябиновый, березовый, липовый, кленовый. Развивать эмоциональную сферу детей, обращая внимание на красоту осенних листьев, прелесть листопада. Воспитательные: воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать связи между ними.Воспитывать гордость за поэтов и писателей-земляков: К. Бальмонта, В. Баркова, которые в своих произведениях воспевали красоту природы нашего родного Ивановского края. Предварительная работа: изготовление кормушек для птиц, разучивание стихотворение К. Бальмонта. Тип занятия: комплексное. Ход занятия:Дети сидят на скамье перед воспитателем. Воспитатель: -Ребята, какое сейчас время года? Дети: -Осень. (индивидуальные ответы). Воспитатель: -Почему вы так думаете? Дети: -Стало холодно, часто идет дождь, листья на деревьях изменили цвет, птицы собираются в стаи, люди собирают урожай на полях, в садах и огородах и т. д. (индивидуальные ответы). Воспитатель: -Раннюю осень называют «золотой». Почему? Дети: -Все деревья желтые, точно в золоте (индивидуальные ответы). Воспитатель: -Правильно. Золотыми становятся листья на деревьях и кустарниках. В чистом голубом небе золотятся верхушки берез, лип, осин. Стоят погожие деньки «бабьего лета». Послушайте, как об осени написал наш земляк К. Бальмонт. Трое детей по желанию читают стих. 1 ребенок: Поспевает брусника, Стали дни холоднее. И от птичьего крика В сердце стало грустнее. 2 ребенок: Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе. 3 ребенок: Солнце реже смеется Нет в цветах благовонья. Скоро осень проснется И заплачет спросонья. :Воспитатель: -Ребята, как вы думаете, какая осень по характеру? Дети: -Грустная, тихая, спокойная и т. д. (индивидуальные ответы). Воспитатель: -Издавна на Руси люди примечали все изменения в настроении погоды осенью. Так появилась пословица «В осеннее ненастье 7 погод на дворе».Но осень хороша в любом проявлении и состоянии. Посмотрите внимательно и скажите, какие деревья растут на участке нашего детского сада? Дети: -Липа, береза, рябина, ель, клен и т. д. (индивидуальные ответы). Воспитатель: -Я предлагаю поиграть. Игра называется «Мое любимое дерево».Вы делитесь на 2 команды: мальчиков и девочек. Я буду называть деревья, а вы должны бежать к тому дереву, которое я назвала. Например,я говорю: «Мальчики- береза, девочки-ель» и вы бежите. Дети играют. После игры дети собираются около воспитателя. Воспитатель: -Многие поэты и писатели обращались к теме осени. Я предлагаю вам продолжить игру. Сейчас я буду читать стихотворение, а вы выполняйте движения в соответствии с текстом. Листья солнцем наливались, Руки вверх, вниз Листья солнцем пропитались. Налились, отяжелели, Машут руками, имитируя полет. Потекли и полетели, Зашуршали по кустам, Подскоки на месте. Поскакали по сучкам. Ветер золото кружит, Кружатся на месте. Золотым дождем шумит. (М. Лесовая) Воспитатель: -Ребята, как называется это явление? Дети: -Листопад. Воспитатель: -Молодцы! Посмотрите, какой красивый, разноцветный ковер у нас под ногами. Найдите листочки березы. -Как назовем лист, упавший с березы? -Какого цвета березовые листья? Индивидуальные ответы детей. Воспитатель: -Какие еще у нас листья под ногами? Дети: -Липовые, кленовые, рябиновые (индивидуальные ответы). Воспитатель: -Верно. А какие осенние месяцы вы знаете? Ответы детей. Воспитатель: -Какой сейчас месяц? Дети: -Октябрь. Воспитатель: -За октябрем наступит следующий осенний месяц-ноябрь. «В это время особенно долго стоит дождливая ветреная погода. Закончились работы на полях и огородах. Около жилья появляются вороны, галки, сороки, синицы. Скоро прилетят первые снежинки и земля покроется белым покрывалом». («Времена года» В. Барков). Так писал о ноябре наш земляк В. Барков. Дети слушают, стоя около воспитателя. Воспитатель: -Присядьте на скамеечку. Я расскажу вам о народных пословицах. Дети рассаживаются на скамье. Воспитатель: -Ноябрь в народе называют полузимником, ледовым кузнецом. Как вы думаете почему? Дети: -После него наступает зима. Покрываются льдом реки и озера. Воспитатель: -Послушайте какие пословицы народ сложил о ноябре: «Ноябрь-ворота зимы» «В ноябре зима с осенью борются» «В ноябре снега надует-хлеба прибудет» -Наблюдая за погодой,народ отметил приметы: «Если снег ляжет на сырую землю и не растает, то весной рано и дружно зацветут подснежники» «Если листья, осыпаясь, лягут изнанкой на землю-к урожаю и теплой зиме, а лицевой стороной-к холодной зиме» -В ноябре, издавна. Люди отмечали «синичкин день»: вешали за окно кусочек сала, мастерили кормушки, развешивали их возле домов на деревьях, Сыпали птицам зернышки и хлебные крошки,приговаривали: «Не величка птичка-синичка, а и то свой праздник знает». -Мы с вами тоже мастерили кормушки. Я предлагаю сейчас развесить их на деревьях. Дети развешивают кормушки с помощью воспитателя. Воспитатель: -Ребята, подойдите ко мне. Славно потрудились. Вы, молодцы! Предлагаю поиграть в игру «Четвертый лишний». Я называю подряд 4 слова, вы называете лишнее слово и объясняете почему оно лишнее. -Сентябрь, октябрь, ноябрь, март. -Картофель, яблоко, свекла, морковь. -Подосиновик, сыроежка, рябина, груздь. -Грач, стриж, ласточка, воробей. Ответы детей. Воспитатель: -Молодцы, справились с заданием. Вы меня сегодня очень порадовали своими знаниями об осени. Дальнейший разговор об осени мы продолжим в группе. Для этого нужно собрать красивые листочки, они помогут нарисовать осенние пейзажи. Дети собирают листья. В группе на занятии по рисованию, приемом печатания. Рисуют пейзажи. 19 октября 2020 в 15:04
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.