Сомова Светлана Николаевна

НОД "Время листопада".

Тема: «Время листопада».

(форма проведения – целевая прогулка).

Пояснительная записка.

Ивановская земля – родина замечательных народных мастеров, поэтов, писателей. Из такого огромного духовного наследия нам необходимо выбрать то, что ближе и понятнее детям. Ведь будущее страны зависит от культуры ее граждан, от верности идеалам добра, красоты, гуманизма. Все эти идеалы формируются в процессе приобщения детей к искусству родного края, его народным традициям, природе.

Данное занятие способствует решению части поставленных задач. Используя способ рассказа, воспитатель в доступной и интересной форме знакомит детей с природой родного на примере изучения лиственных деревьев; с красотой осеннего пейзажа; с народным творчеством.

Игровые приемы позволяют детям закрепить новый материал без особых усилий.

Знакомство с произведениями наших земляков: К. Бальмонта и В. Баркова, воспитывает чувство гордости за малую родину.

Это занятие нашло отражение в дальнейшей работе с детьми на занятии по рисованию, в совместной деятельности взрослого и ребят, в игровой деятельности.

Цель занятия: обобщение знаний детей об осени.

Задачи.

Образовательные: формировать у детей интерес и любовь к родной природе, учить любоваться красотой осенних листьев. Уточнить, что время листопада у березы, липы, рябины наступает по-разному. Познакомить детей с поэтическими представлениями русского народа об осени, со стихотворением К. Бальмонта, с русскими пословицами и приметами.

Развивающие: способствовать развитию речи детей,обогащать активный словарь детей прилагательными: рябиновый, березовый, липовый, кленовый. Развивать эмоциональную сферу детей, обращая внимание на красоту осенних листьев, прелесть листопада.

Воспитательные: воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать связи между ними.Воспитывать гордость за поэтов и писателей-земляков: К. Бальмонта, В. Баркова, которые в своих произведениях воспевали красоту природы нашего родного Ивановского края.

Предварительная работа: изготовление кормушек для птиц, разучивание стихотворение К. Бальмонта.

Тип занятия: комплексное.

Ход занятия:

Дети сидят на скамье перед воспитателем.

Воспитатель:

-Ребята, какое сейчас время года?

Дети:

-Осень. (индивидуальные ответы).

Воспитатель:

-Почему вы так думаете?

Дети:

-Стало холодно, часто идет дождь, листья на деревьях изменили цвет, птицы собираются в стаи, люди собирают урожай на полях, в садах и огородах и т. д. (индивидуальные ответы).

Воспитатель:

-Раннюю осень называют «золотой». Почему?

Дети:

-Все деревья желтые, точно в золоте (индивидуальные ответы).

Воспитатель:

-Правильно. Золотыми становятся листья на деревьях и кустарниках. В чистом голубом небе золотятся верхушки берез, лип, осин. Стоят погожие деньки «бабьего лета». Послушайте, как об осени написал наш земляк К. Бальмонт.

Трое детей по желанию читают стих.

1 ребенок: Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

2 ребенок: Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

3 ребенок: Солнце реже смеется

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснется

И заплачет спросонья.

:Воспитатель:

-Ребята, как вы думаете, какая осень по характеру?

Дети:

-Грустная, тихая, спокойная и т. д. (индивидуальные ответы).

Воспитатель:

-Издавна на Руси люди примечали все изменения в настроении погоды осенью. Так появилась пословица «В осеннее ненастье 7 погод на дворе».Но осень хороша в любом проявлении и состоянии. Посмотрите внимательно и скажите, какие деревья растут на участке нашего детского сада?

Дети:

-Липа, береза, рябина, ель, клен и т. д. (индивидуальные ответы).

Воспитатель:

-Я предлагаю поиграть. Игра называется «Мое любимое дерево».Вы делитесь на 2 команды: мальчиков и девочек. Я буду называть деревья, а вы должны бежать к тому дереву, которое я назвала. Например,я говорю: «Мальчики- береза, девочки-ель» и вы бежите.

Дети играют.

После игры дети собираются около воспитателя.

Воспитатель:

-Многие поэты и писатели обращались к теме осени. Я предлагаю вам продолжить игру. Сейчас я буду читать стихотворение, а вы выполняйте движения в соответствии с текстом.

Листья солнцем наливались, Руки вверх, вниз

Листья солнцем пропитались.

Налились, отяжелели, Машут руками, имитируя полет.

Потекли и полетели,

Зашуршали по кустам, Подскоки на месте.

Поскакали по сучкам.

Ветер золото кружит, Кружатся на месте.

Золотым дождем шумит.

(М. Лесовая)

Воспитатель:

-Ребята, как называется это явление?

Дети:

-Листопад.

Воспитатель:

-Молодцы! Посмотрите, какой красивый, разноцветный ковер у нас под ногами. Найдите листочки березы.

-Как назовем лист, упавший с березы?

-Какого цвета березовые листья?

Индивидуальные ответы детей.

Воспитатель:

-Какие еще у нас листья под ногами?

Дети:

-Липовые, кленовые, рябиновые (индивидуальные ответы).

Воспитатель:

-Верно. А какие осенние месяцы вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Какой сейчас месяц?

Дети:

-Октябрь.

Воспитатель:

-За октябрем наступит следующий осенний месяц-ноябрь. «В это время особенно долго стоит дождливая ветреная погода. Закончились работы на полях и огородах. Около жилья появляются вороны, галки, сороки, синицы. Скоро прилетят первые снежинки и земля покроется белым покрывалом». («Времена года» В. Барков). Так писал о ноябре наш земляк В. Барков.

Дети слушают, стоя около воспитателя.

Воспитатель:

-Присядьте на скамеечку. Я расскажу вам о народных пословицах.

Дети рассаживаются на скамье.

Воспитатель:

-Ноябрь в народе называют полузимником, ледовым кузнецом. Как вы думаете почему?

Дети:

-После него наступает зима. Покрываются льдом реки и озера.

Воспитатель:

-Послушайте какие пословицы народ сложил о ноябре:

«Ноябрь-ворота зимы»

«В ноябре зима с осенью борются»

«В ноябре снега надует-хлеба прибудет»

-Наблюдая за погодой,народ отметил приметы:

«Если снег ляжет на сырую землю и не растает, то весной рано и дружно зацветут подснежники»

«Если листья, осыпаясь, лягут изнанкой на землю-к урожаю и теплой зиме, а лицевой стороной-к холодной зиме»

-В ноябре, издавна. Люди отмечали «синичкин день»: вешали за окно кусочек сала, мастерили кормушки, развешивали их возле домов на деревьях,

Сыпали птицам зернышки и хлебные крошки,приговаривали: «Не величка птичка-синичка, а и то свой праздник знает».

-Мы с вами тоже мастерили кормушки. Я предлагаю сейчас развесить их на деревьях.

Дети развешивают кормушки с помощью воспитателя.

Воспитатель:

-Ребята, подойдите ко мне. Славно потрудились. Вы, молодцы! Предлагаю поиграть в игру «Четвертый лишний». Я называю подряд 4 слова, вы называете лишнее слово и объясняете почему оно лишнее.

-Сентябрь, октябрь, ноябрь, март.

-Картофель, яблоко, свекла, морковь.

-Подосиновик, сыроежка, рябина, груздь.

-Грач, стриж, ласточка, воробей.

Ответы детей.

Воспитатель:

-Молодцы, справились с заданием. Вы меня сегодня очень порадовали своими знаниями об осени. Дальнейший разговор об осени мы продолжим в группе. Для этого нужно собрать красивые листочки, они помогут нарисовать осенние пейзажи.

Дети собирают листья. В группе на занятии по рисованию, приемом печатания. Рисуют пейзажи.

19 октября 2020 в 15:04

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.