Сомова Светлана Николаевна

Познавательно-творческий проект " Маленькие художники ".

Познавательно-творческий проект

 "Маленькие художники"

Составила и провела

Сомова Светлана Николаевна


 

 

 

Тип проекта: познавательно - творческий, среднесрочный.

Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы 6-6.5 лет.

Срок реализации: сентябрь 2019 - декабрь 2020 года.

Принципы реализации проекта: Учет ведущей, игровой деятельности дошкольников; своевременность развития творчества детей; индивидуального и дифференцированного подхода;

Цель проекта:  Развитие художественного творчества и активизации творческого потенциала посредством использования нетрадиционных техник рисования.

  Актуальность проекта:

В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Именно в этом возрасте наиболее благоприятные условия для художественно – эстетического воспитания и творческой деятельности детей.

Каждый ребёнок-это отдельный мир со своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребёнка, тем ярче его воображение, осмысленней желание творить. Для развития творческого воображения, необходима особая организация изобразительной деятельности. Существует множество видов нетрадиционной техники рисования, позволяющей развивать способность детей в изобразительной деятельности, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

           Актуальность проекта состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

             Работа с нетрадиционными техниками изображения вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

 . Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, неосновываясь на традиции. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово “Нельзя”, можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Выбор нетрадиционной техники рисования в качестве одного из средств развития детского творчества не случаен.

Интерес и мотивация к творчеству у детей в детском саду имеет ряд причин:

· отсутствие у ребенка  знаний, умений, технических навыков в рисовании;

· шаблонность в изображении и замысле рисунка;

· боязнь педагога предоставить разнообразные материалы для рисования;

В проекте используются темы, соответствующие «Плану воспитательно – образовательной работы» ДОУ. Так же в работе с дошкольниками используется личностно – ориентированный подход .

 О значении изобразительной деятельности, творчества детей в их воспитании и развитии сторон личности писали педагоги, психологи, художники ( Л.С.Выгодский, А.В.Запорожец, Р.Г.Казакова, Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина и д.р.).

В проекте используются программы: И.А.Лыковой «Цветные ладошки». Пособие для воспитателей  Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»,  пособие для воспитателей в детском саду «Рисование с детьми дошкольного возраста»  под ред. Р.Г.Казаковой.

 

 

 

Задачи:

1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

2. Побуждать к  созданию своего  неповторимого  образа, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.

3. Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

5. Поощрять инициативность и самостоятельность при выборе материала и техники изображения, помочь детям почувствовать радость творчества.

 6.Развитие у дошкольников творческих способностей, через нетрадиционные техники рисования.

7. Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.

Основное содержание и методы реализации проекта

 

Этапы реализации проекта:

1) Подготовительный этап:

1. Определение проблемы, цели и задач проекта.

2. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), разработка конспектов и сценариев мероприятий, составление перспективного плана, нахождение и установление эффективных связей с родителями.

3. Диагностика.

2) Реализация проекта

1. Отбор наиболее доступных нетрадиционных техник изображения.

На занятиях по рисованию познакомить детей с техникой раздувание краски, рисования пальчиками, методом тычкования, монотипии, рисование музыки, рисование манкой, рисование поролоном. Учить комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях. Учить использовать в рисовании различные материалы: ватные палочки, трубочки для коктейля, манку, клей ПВА, поролон.

2. Ознакомление детей с нетрадиционными художественными техниками.

- Учить создавать выразительные образы животных, птиц, людей, используя различные техники и материалы.

- Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

 

 

 

Основные формы работы с детьми:

 совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку, рисование иллюстраций; игры и упражнения под тексты стихотворений; наблюдение за природой; рассматривание и обсуждение привлекательных предметов; физкультминутки; оформление интеграции образовательных областей; доступности; постепенности; взаимосвязь участников образовательного процесса.

Работа с педагогами:

Консультации:

1. “Подготовка детей к школе через развитие творческих способностей с помощью нетрадиционной техники рисования”.

2. “Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве.

2. Мастер-класс для воспитателей “Волшебные краски”.

Работа с родителями:

Консультации:

1. “Использование нетрадиционных приемов рисования в развитии креативности детей”

2. “Развивайте творчество детей”.

3. Беседа с элементами практикума “Рисуя – играем”.

4. Подбор и изготовление нетрадиционных пособий и материалов для изобразительной деятельности.

5. Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т.д.).

Совместная деятельность с детьми:

1. Выставка рисунков “Волшебные краски”.

2. Оформление альбома “Волшебные краски”.

Перечень творческих игр и упражнений на развитие творческого воображения.

Игры на развитие фантазии и образного мышления: три краски, чернильные пятна, закончи рисунок, дорисуй кружок, волшебные очки.

Упражнения на развитие зрительного воображения: нарисуй с помощью фигур, чудесный лес, истории из мешка, быстрые превращения, рисунки на спине, я – уникальный, волшебный карандаш, придумай сказку, что снится дереву?

Непосредственная образовательная деятельность

 

Сентябрь

1. Тема “Осенние мотивы” (раздувание краски)

Задачи:

1. Познакомить с новым способом изображения - раздувание краски, показать его выразительные возможности.

2. Помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования, когда изображаемый объект получается путем свободного нанесения пятен краски и воздействия на них посредством активной работы легких (выдувание рисунка), что дает случайный, непредсказуемый эффект.

3. Развивать мышцы рта, тренировать дыхание.

4. Развивать воображение, фантазию, интерес к нетрадиционным способам рисования.

Материал к занимательной деятельности: репродукция с осенними пейзажами, альбомный лист, дополнительный лист, набор гуашевых красок, кисть, трубочка для коктейля, стаканчик с водой, салфетка, фартук.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами разучивание стихотворений об осени игры с листьями на прогулках экскурсия в парк в период золотой осени.

2. Тема “Ежики» (рисование углем).

Задачи:

1. Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности.

2. Учить выполнять рисунок тела ежика (овал).

3. Закрепить прием штрихования, растушевывания.

4.  Развивать мелкую моторику рук, чувство композиции.

Материал к занимательной деятельности: альбомный лист, иллюстрации с изображением ежиков, уголь.

Октябрь

1. Тема “Осенний пейзаж” (печать листьями)

Задачи:

1.Знакомить с жанром изобразительного искусства  - пейзажем.

2.Учить создавать декоративную композицию, располагая изображение по всей поверхности листа.

3.Закрепить умение создавать образы деревьев с помощью предложенных техник.

4. Развивать чувство композиции.

Материал к занимательной деятельности: Репродукция с осенними пейзажами, альбомный лист, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой, салфетка, осенние листья.

2. Тема “Цветик - разноцветий” (смешивание цветов)

Задачи:

1. Закрепить представления о цветовом многообразии, ознакомить с хроматическими (основными) и ахроматическими цветами.

2. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов получения.

3. Закрепить навык закрашивания внутри контура.

4. Развивать чувственно - эмоциональное восприятие окружающего мира.

Материал к занимательной деятельности: Спектральный круг, альбомный лист, с контуром изображения цветка, выполненным восковым карандашом, дополнительный лист для смешивания красок, палитра, разноцветные ленточки по количеству детей, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой, салфетка.

Предварительная работа: рассматривание иллюстрации с изображением радуги, закрепление знания последовательности расположения цветов в радуге.

Ноябрь

1. Тема “Звездное небо» (печать по трафарету)

Задачи:

1. Научить новому приему оформления изображения.

2. Закрепить навыки рисования гуашью, умение смешивать на палитре краску.

3. Побуждать детей к творческой активности.

Материал к занимательной деятельности: Палитра, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой, салфетка, трафареты.

2. Тема “Я люблю пушистое, я люблю колючее». (тычкование)

Задачи:

1.Воспитывать доброжелательное отношение к животным через их изображение в различных техниках

2. Упражнять в выразительной передаче фактуры, цвета, характера животного, зверя.

3.Стимулировать композиционные навыки .

Материал к занимательной деятельности: альбомный лист, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой.

Декабрь

1. Тема “Деревья зимой” (ватные палочки)

Задачи:

1. Формировать у детей интерес к зимней природе, помочь увидеть и почувствовать ее красоту в художественных образах прозы и поэзии.

2. Познакомить детей с техникой  выполнения.

3. Закрепить умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон белой гуашью для получения боле светлого оттенка.

Материал к занимательной деятельности: репродукция с зимними пейзажами, альбомный лист, набор гуашевых красок, палитра, кисть, стаканчик с водой.

Предварительная работа: Чтение сказки Г.-Х. Андерсена “Снежная королева”, рассматривание репродукций с зимними пейзажами.

2. Тема “Птица-вьюга” (восковые мелки, акварель)

Задачи:

1. Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном.

2. Формировать работу над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка, продолжать развивать пространственное воображение и композиционные навыки.

3. Развивать творческую фантазию, умение передавать характер рисуемого объекта, добиваясь выразительности с помощью цвета,  дополнительных деталей.

Материал к занимательной деятельности: альбомный лист,  цветные восковые мелки, акварель, кисть.

3) Заключительный этап

1. Диагностика (результативно-сравнительный анализ)

2. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать умение выбирать самостоятельно технику.

3. Выставка “Волшебные краски”;

4. Оформление альбома “Волшебные краски”.

Литература.

1. Г. Н Давыдова Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 –М.: “Издательство Скрипторий 2003”, 2010.

2. Г. Н Давыдова Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2 –М.: “Издательство Скрипторий 2003”, 2010.

3. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техника рисования: планирование, конспекты занятий М.: ТЦ Сфера, 2005.КомароваТ.С. Теория и методика изобразительной деятельности дошкольника. М., 1989.

ce38e76eb5321adfcb8444c0304197f5.jpg

6ffca17c76de3affa7e5a233fc67d15c.jpg

5d376bf64ab21ab5fef418a2bb7ba6b4.jpg

aed77908478c027ed02830573dd1bf4e.jpg

498bf6b6207b9aa24cc7397f72d12f81.jpg

582df0ccc1bf931d2ea916f9cc687274.jpg

275b612d5e113d1dba72645824ffe687.jpg

646301dfcb985060969ccbcb6a064cb8.jpg

309ca1e64e53a714ba6aca061ab193f7.jpg

bc8b363748891c49aa9a7b3d5de91f15.jpg

3f4ea1ed3559b009fd5f389a98fe2f15.jpg

a4e33a18021c4c77193788298fda0d22.jpg

15cef57cb2ab0f05ee83b9daf9923c66.jpg

b0a76e8d5fd97ee16a7f0f04f2f9944f.jpg

30d4b1734889535fdae640abcd2de207.jpg

d46762bd278e478d111d4c6a16868dd5.jpg

ddba91c9232a7fcfecb325b3bc58413a.jpg

b40440b0d01d037ed58cfed447b40e03.jpg

53a376021f05b1ff40a594dc3ed495b3.jpg

e720777b678bea6231d06c5a4acadc29.jpg

c8863e355d8534ee2aa468e0213b5e6e.jpg

                                                                                                        


10 ноября 2020 в 10:22

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.